Что скрывает модная индустрия?

Негативное влияние модной индустрии происходит на всех этапах, особенно страдают водные ресурсы. Например, на производство одной футболки уходит 2700 литров воды, вы сможете выпить это количество лишь за 3 года.

Текст: Ксения Матвеева

Для большинства из нас мода – это показы, топовые модели, блоги стилистов в инстаграм, сумасшедший шоппинг на распродажах. Всё это скрывает за собой отравленные химикатами реки, почву, пропитанную пестицидами, труд в тяжёлых условиях и огромные свалки ненужных вещей.

На модную индустрию ежегодно приходится 10% глобальных выбросов углекислого газа, который приводит к изменению климата.

Для швейных машин, мытья, сушки и покраски на текстильных фабриках требуется электроэнергия. Большое количество фабрик работает в Китае, где в основном используют уголь для её производства. При транспортировке одежды из азиатских стран в Европу и США также образуется дополнительный CO2.

Модная индустрия оказывает негативное влияние на водные экосистемы на всех этапах.

Выращивание хлопка требует интенсивного использования воды. Хлопковые плантации занимают 2,4% пахотной земли в мире, но на этой территории используется около 10% всех сельскохозяйственных химикатов и 25% пестицидов, которые загрязняют почву.

По данным Гринпис, каждый год в мире производится 2 миллиарда джинсов. А теперь представьте: на создание одних джинсов требуется до 7 000 литров воды (как принять душ 285 раз), одна футболка обходится планете в 2 700 литров – столько в среднем выпивает один человек за 3 года.

Обработка и окрашивание текстиля составляют 20% мирового загрязнения воды. Во многих странах Азии нет достаточной системы очистки сточных вод, поэтому реки в Индии, Индонезии, Бангладеш и Китае становятся непригодными для обитания речных животных. Для многих местных жителей реки – это основной источник питьевой воды и орошения угодий, место для мытья и прямой источник еды. В результате стирки вещей в машинке выделяется микропластик.

Около 35% загрязнения океана микропластиком приходится на частицы, которые попадают туда при стирке одежды из акрила, полиэстера и микрофибры.

В среднем вещь из магазина служит нам около трёх лет, а затем отправляется на свалку. Представьте, что каждую минуту один грузовик отвозит вещи на захоронение или сжигание. Только из Москвы на свалки ежегодно вывозится не менее 360 тысяч тонн текстиля. Меньше 1% всех отходов перерабатывается для производства новой одежды. В России наиболее распространена переработка в обивку для мебели, теплоизоляционный материал, тряпки для мытья пола. Вещи с сильными загрязнениями передают в автосервисы, как обтирочную ветошь.

В прошлом году фонд «Второе дыхание» собрал около 300 тонн одежды — часть повторно использовали, часть переработали. Из вещей произвели 175 тысяч тряпок, которыми можно мыть одну школу в течение 66 лет.  

За март 2020 года фонд «Второе дыхание» отправил вещевую помощь в регионы, ночлежки и приюты для животных объёмом 12 004 кг, на переработку 31 000 кг, на продажу 21 940 кг. Отправлено на полигон более 4,5 тонн мусора — это вещи, не пригодные для дальнейшего использования или переработки. Но на складах находится ещё 133 тонны вещей.

Новое поколение дизайнеров должно задумываться, что произойдет с их одеждой после того, как она станет ненужной покупателю.

Особое внимание важно уделять составу одежды. Все материалы можно разделить на органически перерабатываемые и те, которые требуют специальной переработки. Многие современные продукты одновременно содержат материалы двух типов, и это лишает их возможности получить вторую жизнь. Наличие вшитых металлических элементов, заклепок, страз делают вещь непригодной для переработки. Носки, чулки, нижнее бельё и купальники не перерабатывают.

Для того чтобы продлить срок эксплуатации одежды её можно продать на garage sale, отдать на благотворительность, обменять на свопе или сделать апсайкл

Но основная задача заключается в формировании нового мышления, нужно перестать относиться к одежде, как к расходному продукту.  Отдавайте предпочтение вещам из качественных материалов и универсального кроя, которые смогут прослужить вам долго. Попробуйте понять винтаж, ведь эти вещи не только украшают, но и имеют свою удивительную и уникальную историю. В исследовании консалтинговой фирмы BCG «BCG-Altagamma True-Luxury Global Consumer Insight study» говорится, что «к 2021 году рыночная ниша вторичной торговли одеждой вырастет до 36 миллиардов долларов, продолжая увеличиваться в среднем на 12 % каждый год».

В следующий раз мы расскажем, куда можно отдать ненужные вещи, чтобы ваше расхламление было экологичным.