Cinema italiano

История итальянского кино от зарождения, расцвета и первых фильмов неореализма до самых популярных фильмов наших дней. Мы выделили главные эпохи, классифицировали самых важных режиссеров и включили в список наши любимые итальянские фильмы всех времен.

Автор: Максим Туляков

Движение неореализма

Неореализм оказал глубокое влияние на все последующее итальянское киноискусство и кинематографии других стран. В основе этого направления лежали политические и социальные идеи и чувства, что придавало ему широкий народный характер. В центре сюжета картины оказывался простой трудящийся человек и рассказ о его жизни, о столкновении с враждебным ему, несправедливым и жестоким обществом. Самыми значимыми фильмами, послужившими началу неореализма являются «Одержимость» Лукино Висконти и «Похитители велосипедов» Витторио Де Сики.

40-60-е годы

Одержимость / реж. Лукино Висконти
Рим, открытый город / реж. Роберто Росселлини
Похитители велосипедов / реж. Витторио Де Сика
Умберто Д. / реж. Витторио Де Сика
Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны / реж. Марио Моничелли
Маска Сатаны / реж. Марио Бава
Приключение / реж. Микеланджело Антониони
Сладкая жизнь / реж. Федерико Феллини
Рокко и его братья / реж. Лукино Висконти

Фильм Витторио Де Сики «Умберто Д» положил начало целому потоку похожих картин и сделал комедию популярным жанром в Италии, а «Развод по-итальянски» был революцией в развитии итальянской комедии и сатиры, вызвав целую волну подражаний.

Развод по-итальянски / реж. Пьетро Джерми
Ночь / реж. Микеланджело Антониони
Сальваторе Джулиано / реж. Франческо Рози
Костлявая кума / реж. Бернардо Бертолуччи
8 с половиной / реж. Федерико Феллини
Леопард / реж. Лукино Висконти

Евангелие от Матфея / реж. Пьер Паоло Пазолини
Вчера, сегодня, завтра / реж. Витторио Де Сика
Перед революцией / реж. Бернардо Бертолуччи
Брак по-итальянски / реж. Витторио Де Сика
Битва за Алжир / реж. Джилло Понтекорво
Хороший, плохой, злой / реж. Серджио Леоне

Режиссер Марио Бава со своим новаторским и мастерски созданным хоррор-фильмом «Маска Сатаны» сильно повлиял на поджанр итальянских хорроров — джалло, а «Суспирия» Дарио Ардженто является одним из самых знаковых итальянских фильмов ужасов всех времен.

70-80-е годы

Конформист / реж. Бернардо Бертолуччи
Декамерон / реж. Пьер Паоло Пазолини
Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений / реж. Элио Петри

Смесь сатиры и триллера делает фильм «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» увлекательным и забавным, и этим он отличается от серьезного итальянского кино предыдущего десятилетия. В это время новатором движения джалло продолжает быть Лучио Фульчи со своим фильмом «Ящерица в женской коже».

Ящерица в женской коже / реж. Лучио Фульчи
Амаркорд / реж. Федерико Феллини
Паскуалино «Семь красоток» / реж. Лина Вертмюллер
Суспирия / реж. Дарио Ардженто
Дерево для башмаков / реж. Эрманно Ольми
Терраса / реж. Этторе Скола
Укрощение строптивого / реж. Франко Кастеллано
Трагедия смешного человека / реж. Бернардо Бертолуччи
Однажды в Америке / реж. Серджио Леоне
Новый кинотеатр «Парадизо» / реж. Джузеппе Торнаторе

Как и популярные в 70-е годы спагетти-вестерны «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне, его новый фильм 1984 года «Однажды в Америке» является транснациональным, в котором под руководством итальянской команды снимаются американские актеры. «Однажды в Америке» с Робертом Де Ниро в главной роли — это важнейший итальянский гангстерский фильм до сих пор.

90-00-е годы

Ускользающая красота / реж. Бернардо Бертолуччи
Жизнь прекрасна / реж. Роберто Бениньи
Малена / реж. Джузеппе Торнаторе
Первая любовь / реж. Маттео Гарроне
Последствия любви / реж. Паоло Соррентино
Не уходи / реж. Серджо Кастеллитто
Друг семьи / реж. Паоло Соррентино
Гоморра / реж. Маттео Гарроне
Изумительный / реж. Паоло Соррентино
Мечта по-итальянски / реж. Микеле Плачидо

Сейчас итальянское кино и само ощущает себя оторванным от большой истории, своего великого прошлого, эпохи grandi maestri del cinema, великих мастеров кинематографа. Тем не менее, такие яркие режиссеры, как Маттео Гарроне, Паоло Соррентино и Лука Гуаданьино выпускают свои кассовые картины, которые являются прекрасными и новаторскими образцами современного итальянского кино.

10-20-е годы

Двадцать сигарет / реж. Аурелиано Амадея
Жизнь одна, возможно, две / реж. Алессандро Аронадио
Первые в списке / реж. Роана Джонсона
Да здравствует Италия! / реж. Массимилиано Бруно
Ты и я / реж. Бернардо Бертолуччи
Цезарь должен умереть / реж. братья Тавиани

Великая красота / реж. Паоло Соррентино
Дальнобойщики / реж. Альберто Фасуло
Мой класс / реж. Даниэле Гальяноне
Чудеса / реж. Аличе Рорвакер
Пойми меня, если сможешь / реж. Азия Ардженто
Идеальные незнакомцы / реж. Паоло Дженовезе
Моя мама / реж. Нанни Моретти
Большой всплеск / реж. Лука Гуаданьино
Неаполитанские истории / реж. Антонио Капуано

 

7 минут / реж. Микеле Плачидо
Как чокнутые / реж. Паоло Вирци
К черту на рога / реж. Дженнаро Нунцианте
Море в огне / реж. Джанфранко Рози
Риккардо Милани / реж. Как кошка на дороге
Девушка в тумане / реж. Донато Карризи
Назови меня своим именем / реж. Лука Гуаданьино
Неаполь под пеленой / реж.Ферзан Озпетек
Захочу и соскочу / реж. Сидней Сибилиа

Лучше дома места нет / реж. Габриэле Муччино
Благословенное безумие / реж. Карло Вердоне
Пиноккио / реж. Маттео Гарроне
Я — миллиардер / реж. Даниэле Лукетти
Лоро / реж. Паоло Соррентино
Догмэн / реж. Маттео Гарроне
Счастливый Лазарь / реж. Аличе Рорвахер
Вся жизнь впереди / реж. Эдоардо Понти