Локальные керамические проекты. Part 2

Veter Magazine узнал у локальных керамистов о концепции их проекта, вдохновении и бэкграунде, творческом пути и мечтах. 

FONAR CERAMIC

Бэкграунд

Наверное, моя история похожа на тысячи подобных. Много лет я работала арт-директором в брендинговом агентстве, руководила дизайн-отделом. Не могу точно сказать, в каком именно месте мне стала жать эта должность. Творчества было немало, коллектив отличный (до сих пор со всеми мы друзья). Возможно, просто я отдала этому направлению всё, что могла. Дальше требовался большой качественный скачок, на который у меня не было сил. Я думала, тянула и снова думала, и наконец приняла сложное решение покинуть компанию, к которой прикипела всей душой, и попробовать найти для себя другое направление. И вот на глаза мне попалось фото тарелки, сделанной вручную, которая очень меня впечатлила. В то время керамика только набирала обороты, материалов на рынке было мало, информации тоже. Но я не на шутку увлеклась.

Вообще неожиданно было обнаружить себя, как мне на тот момент казалось усталую и обезвоженную, за раскопками новых знаний и жадным их поглощением. Собственно, я и сейчас себя чувствую абсолютно так же, и это для меня знак что я на верном пути.

Концепция проекта

Если выбрать какое-то одно слово про мой проект, то это будет минимализм. Никаких лишних деталей, только чистые звенящие линии и сама суть вещи, помноженная на эмоции, которые она приносит. Посуда, которая не притворяется. Идеальный спутник ежедневных ритуалов и маленьких радостей, глоток свежего воздуха в переизбытке деталей и визуального шума.

Вдохновение

Я обожаю оранжереи, ищу и посещаю их в любом городе, где бываю. Меня завораживает та гармония между природой и человеком, которая царит в них. Могу часами ходить и ловить глазами кадры: как просвечивают листья через запотевшее фактурное стекло, как приоткрыты потертые деревянные двери, как свет с потолка бьет через широкий пальмовый лист. Здесь все задевает самые тонкие струнки моей души, и это настроение, эту эстетику я хочу транслировать в своей работе.

Самое захватывающее в процессе появления керамических изделий

Многие полагают, что выкручивание изделия на круге — это единственный этап превращения куска глины в чашку или тарелку. Но на самом деле — это просто заготовка, которая только приблизительно напоминает задуманное. Далее следует мой любимый момент: когда изделие немного подсохнет, мастеру при помощи специального инструмента предстоит уточнить его пропорции и форму, выточить ножку, довести до идеала все линии и изгибы.

Для меня это настоящее волшебство и большой челендж даже сейчас, спустя годы работы. Но когда я убираю руки от выточенного изделия, финальный раз загладив горлышко - это воодушевление и радость непередаваемых масштабов.

Что для вас — процесс создания изделия?

99% моей керамики сделано на гончарном круге. Гончарное мастерство — это сложный поэтапный процесс. Каждый этап крайне важен и требует максимальной концентрации и внимания. Нигде нельзя дать слабинку или расслабиться — одна ошибка повлечёт за собой другие, неточности будут нарастать как снежный ком, идеального изделия не получится. Керамика не прощает отвлечений, если ты не в настроении — лучше вообще не садиться за круг. Поэтому во время работы я максимально сконцентрирована на процессе и результате.

Трудности

Трудностей конечно очень много — как и в любой деятельности. Мне до сих пор очень сложно принять, что финальную часть работы, которая определяет итоговый вид изделия, делает печь. Малейший сбой или прихоть случая — и результат недельной кропотливой работы будет испорчен. Сколько слез я пролила над открытой крышкой печки, сколько разочарований! Хотя, конечно, с опытом такого становится все меньше — учишься контролировать этот процесс.

Согласны ли вы с тем, что люди стали обращать внимание на керамику ручной работы, предпочитая ее массовым фабричным изделиям? Как думаете, с чем это связано и что ждёт нишу керамики в ближайшее время?

Абсолютно согласна, но я бы не рассматривала это в разрезе популярности именно керамики. Скорее это интерес к особенным, персонализированным вещам. Люди полюбили свои дома и разлюбили бесполезные безделушки. Они хотят окружать себя только по-настоящему важными для себя предметами, которые будут их радовать. Керамическая посуда напрямую связана с тем, с чем люди контактируют постоянно — с едой. Завтраки и ужины сейчас стали особыми ритуалами, и вполне понятно, что этим ритуалам нужны соответствующие атрибуты. В ближайшее время, на мой взгляд, популярность керамики будет только расти, но также будут расти и требования к качеству.

Уже сейчас мы уходим от понятия «хендмейд» с его «тактильностью» и «несовершенствами» в сторону качественно сделанных вещей, которые будут актуальны долгие годы, и это будет становиться все важнее.

Планы проекта

В ближайшее время передо мной стоит задача структуризации: я хочу четко определиться с ассортиментом, отснять подробный и красивый каталог, вложиться в наличие и склад, нарастить производственные мощности. Мечтаю о небольшой команде: две феи помощницы, которые возьмут на себя часть рутинной работы, чтобы я больше времени могла уделить дизайну и разработкам. Мне хочется наладить производство, хотя я всегда буду оставаться локальным производителем с небольшими тиражами и штучным товаром.

Вдохновляющие проекты

The Portland Studio
Instagram: @theportlandstudio

Haarkon Adventures
Instagram: @haarkon_

Плейлист для работы

Обожаю работать под flamingosis! Лёгкая комфортная музыка, всегда поднимает мне настроение и заряжает на работу.

Два любимых места в городе

Обновлённая библиотека в культурном центре стала потрясающе красивым и уютным местом. Стеклянные стены, много воздуха, стильный интерьер. Выбраться сюда — значит подарить себе несколько часов настоящего отдыха для ума, души и глаз. А утром перед тем, как приступить к работе, я часто захожу в кофейню «Фильтр». Провести несколько минут в тишине, составить план на день, настроится. Там много белого цвета, дерева и зелени — все как я люблю.

WHITE CLAY

Бэкграунд

В детстве я мечтала стать археологом. Помню, как меня завораживал процесс раскопок, сама возможность найти реликвию… Но, мечте не суждено было сбыться и я стала экономистом. Закончив финансовый колледж, а затем Академию бюджета и казначейства, я пошла работать. Куда и кем было неважно, главное, по специальности. Но, оказалось, что куда и кем — это самое важное! Потому как с этого момента начались самые скучные 5 лет в моей жизни. И только декрет смог вытащить меня из тёплого, но скучного болота. Дал возможность сравнить и принять решение. Я поняла, что не вернусь. Но менять офис на офис был не вариант.

«Надо пробовать, надо найти себя!» - думала я каждый день. Это стало навязчивыми мыслями. И они дали результат. Однажды я наткнулась на фотографии моей близкой подруги. Она снимала керамику на рынке в Тбилиси. Керамика была такая выразительная и красивая, что я подумала: «Вот! Вот, что я должна попробовать!» и понеслось.

Дальше была учеба в школе гончарного искусства, курс росписи в Италии, а потом большая личная работа.

Концепция проекта

Я бы назвала свой стиль «Современная классика». Я люблю простые понятные формы, спокойные цвета, немного неброской фактуры. То, что откликается многим. Концепция у бренда очень простая, но важная: сделать дом уютным и гармоничным, не перегружая деталями. Это история про любимую кружку, про уютные субботние завтраки и воскресные обеды. Это про жизнь сервиза в доме, его вклад в общую гармонию.

Вдохновение

Как правило, я руководствуюсь внутренней потребностью создать что-то новое. А вдохновить может всё, что угодно: лепнина на здании, плетение корзины, цветы в поле, пейзажи.

Занимаясь творчеством, созидая, ты становишься более чувствительным к красоте вокруг. Начинаешь видеть её там, где раньше не замечал. Нередко, вдохновляют сами клиенты, ставя задачи, которые раньше не решал.

Самое захватывающее в процессе появления керамических изделий

Если отвечать прямо на вопрос, то самым захватывающим был, остается и, навсегда останется, момент открытия печки. И, конечно, наибольшее удовольствие я получаю от положительного результата обжига. Когда всё получилось так, как запланировала. В керамике много этапов и от каждого этапа зависит результат. Но всё может пойти не по плану в самом конце, когда случился неудачный обжиг. Вот где сразу видны ошибки.

Что для Вас процесс создания изделия?

Процесс создания изделия для меня – это работа, требующая сосредоточенности, четкости действий и уверенной твердой руки. Ведь от того, сколько времени я потрачу на, к примеру, гончарку, зависит успею ли потом обточить вчерашнее, приклеить ручки к кружкам, замыть то, что уже высохло и заглазуровать обожженное. Многозадачность и постоянная смена деятельности – это то, что я очень люблю в производстве керамики. Скучать некогда. А мысли? Мысли могут быть где угодно – зависит от этапа. Если я гончарю, то предпочитаю тишину, либо любой фоновой шум. Эта работа требует сосредоточенности, здесь рождается форма. А при глазуровки люблю слушать музыку, интервью или лекции – это спасает от однообразия и монотонности этого этапа.

Трудности

Производство керамики сам по себе очень сложный процесс. Ты одновременно работаешь с формой, объемом, фактурой, пропорцией. Тебе нужно понимать в материалах их свойства, особенности и взаимодействие между собой. В производстве несколько этапов и на каждом этапе можно допустить ошибку и изделие не получится. Особенно много ошибок бывает в самом начале пути. И, наработав определенный опыт, меняешь отношение к трудностям в целом.

Со временем ты принимаешь всё: брак (воспринимаешь как урок, видишь ошибки), перебои с поставками глазурей (открываешь старые тетради и замешиваешь свои). Всё становится проще и всё можно повернуть в рост и на пользу себе. Керамика учит смирению и принятию.

Единственное, что пока сильно напрягает, так это носить коробки на почту. Керамика тяжелая, когда ее много.

Согласны ли вы с тем, что люди стали обращать внимание на керамику ручной работы, предпочитая ее массовым фабричным изделиям? Как думаете, с чем это связано и что ждёт нишу керамики в ближайшее время?

Когда 5 лет назад я занялась керамикой, такого количества гончарных студий и керамистов и близко не было. Керамика стремительно набрала обороты за эти 5 лет. Интерес людей к ручному труду сильно возрос. Люди устали от бездушных штамповок. В изделии ручной работы есть энергия, частичка творца. Люди не могут этого не чувствовать. Уверена, керамику в ближайшие годы ждет рост. Люди любят есть из красивой посуды, дарить особенные подарки, и, конечно, любят приходить на мастер-классы и создавать сами.

Планы проекта

Основная задача на ближайший год-два – это создание своей собственной творческой студии. Места силы! Для меня и для людей, которые будут приходить отдохнуть и сотворить что-нибудь прекрасное.

HOT HOT CERAMICS

Бэкграунд

Мой керамический путь берёт своё начало два года назад. Тогда я работала секретарём и снимала квартиру с друзьями, где каждый жил в своей комнате. И в один прекрасный вечер друг принёс маленькие керамические стаканчики для эспрессо. Он очень аккуратно и с большим трепетом распаковывал их, с восхищением рассматривая и прощупывая каждый миллиметр изделий. Эти стаканчики были сделаны вручную в какой-то московской мастерской (сейчас уже не вспомню кто конкретно их сделал).

И они перевернули мой мир! Посуда! Вручную! В мастерской! Я тоже хочу!

Потом я случайно наткнулась в интернете на объявление о том, что идёт набор в группу по курсу ручной лепки. Данный курс ещё и был бесплатным! Нужно было только заплатить небольшую сумму за расходные материалы. После курса я стала немного лепить дома, уже собралась уходить из офиса в другой офис, и планировала керамику оставить как хобби. Но опять же, совершенно случайно, знакомлюсь с девушкой, которая только-только открывает свою студию и находится в поиске подмастерья. Конечно же, я согласилась работать у неё, где и получила основной опыт и круто прокачала скилл. Этим летом появилась возможность открыть свою мастерскую, где теперь я создаю посуду уже под своим именем.

Концепция проекта

Простота – это главный принцип моей работы, да и жизни в целом. У меня нет задачи создать какой-то объект искусства, нагружать этот объект смыслами или посланиями к аудитории. Я просто создаю посуду, которая выполняет свои основные функции: из неё можно есть, её можно мыть, она является дополнением интерьера, а не его акцентом, что позволяет не отвлекаться от приёма пищи и общения с близкими за столом. Но за счёт того, что посуда сделана вручную, это добавляет уюта и тепла в дом.

Вдохновение

Аппетит приходит во время еды. Так же у меня и с вдохновением. Я никогда не делаю набросков/рисунков будущих изделий, как правило, всё либо происходит само собой, либо редактируется в процессе. Например, хочу сделать тарелку для супов. Значит, нужно что-то поглубже, среднего диаметра, чтобы хорошо лежала в руке, выбираю наиболее оптимальный вариант, добавляю немного несложного приятного цвета и вуаля, тарелочка готова.

Самое захватывающее в процессе появления керамических изделий

Как и для многих керамистов, для меня самое приятное во всем процессе — это открывание печи после финального обжига. Особенно, когда все обожглось именно так, как и задумывалось. Керамика очень сложный и многоэтапный процесс. Когда создаёшь какое-то изделие, лепишь, шкуришь, красишь, как минимум дважды обжигаешь, то на каждом этапе что-то может пойти не так. И после того, как сделано множество пробников, пройдены удачно все этапы, открывается печь после завершающего обжига и всё получилось! Это — счастье!

Что для вас — процесс создания изделия?

Работа с глиной очень успокаивает. Для меня это медитация. Во время процесса мои мысли уносит очень далеко, поэтому я люблю работать одна, порой даже музыку для фона не включаю и работаю в полной тишине. И даже если во время процесса всё идёт не так, глина учит принятию, учит выдыхать, делать работу над ошибками и начинать сначала. С какими трудностями сталкивается керамист в процессе работы?

После того, как говоришь людям, что работа с глиной это медитация, основанная на тысяче пробах и ошибках, люди слышат только слово медитация. Я думаю, что в этом и есть основная проблема керамистов. Происходит обесценивание всех остальных этапов создания керамического изделия, помимо лепки, а их немало.

Даже слепить нужно правильно, чтобы ничего не треснуло и не увело. Хочу, чтобы у людей пропало мнение о том, что керамика это легко, слепил да в печь поставил.

Согласны ли вы с тем, что люди стали обращать внимание на керамику ручной работы, предпочитая ее массовым фабричным изделиям? Как думаете, с чем это связано и что ждёт нишу керамики в ближайшее время?

И благо, людей с противоположным мнением о керамике становится больше! Даже два года назад, когда я только начинала заниматься керамикой, специалистов в этой сфере было в разы меньше. Сейчас увеличилось число предложений, но и спрос на керамику ручной работы вырос. И на мой взгляд, люди гонятся не столько за индивидуальностью, а сколько за теплотой общения. Приобретая изделия ручной работы, всегда видишь кто за этим стоит. Мастер через свои изделия вещает свою идеологию, кому-то такие идеи откликаются и вот вы уже не просто продавец и покупатель, вы теперь что-то большее, что-то общее. Если сейчас пройтись по масс-маркетам, то можно найти много посуды, сделанной на заводах, которая очень хочет быть похожей на посуду ручной работы. Не знаю наверняка к чему это приведет в итоге, но убеждена что сейчас это является большой победой. Это отличный показатель того, что вместе мы можем изменить этот мир, всё в наших руках!

Планы проекта

Ох, на самом деле не люблю строить планы, так как считаю, что жизнь устроена куда интереснее, чем я могу себе представить. Но знаю хотя бы в какую сторону хочу двигаться. И двигаться хочу в сторону интерьерной керамики. Уже были пробы в виде ваз, зеркал, всё прошло успешно, значит смелее двигаемся дальше!

NOK

Бэкграунд

До керамики я работал в офисе, занимался рекламой в интернете. Рекламные кампании живут неделю, а потом пропадают без следа. Всё нужно срочно, это постоянный стресс. К тому же часто люди относятся к рекламе негативно. Короче, случилось выгорание и нужно было сменить деятельность. Я уволился в 2014 и искал работу, а девушка повела меня на мастер-класс по керамике. Тогда были популярны купоны, и за 500 р можно было попробовать погончарить. Ей давно хотелось, я пошел за компанию.

Ох, на самом деле не люблю строить планы, так как считаю, что жизнь устроена куда интереснее, чем я могу себе представить. Но знаю хотя бы в какую сторону хочу двигаться. И двигаться хочу в сторону интерьерной керамики. Уже были пробы в виде ваз, зеркал, всё прошло успешно, значит смелее двигаемся дальше!

Отношение изменилось, когда я увидел, что делают современные керамисты. Тогда начал подписываться на всех в инстаграме. Некоторые из них до сих пор в моей ленте и продолжают вдохновлять. Следующий год я учился на Стрелке и мечтал, когда учеба закончится, заняться керамикой серьезно. Но деньги кончились вместе с учёбой, поэтому пришлось вернуться в офис. Тогда же записался на курсы гончарного мастерства, ходил раз в неделю после работы. Довольно скоро стало понятно, что так ходить можно бесконечно, нужно регулярно и активно практиковаться. Поэтому я начал искать, где можно заниматься самостоятельно. Познакомился с девушками из Шамот бейкери. У них как раз стоял без дела гончарный круг. Так я начал ходить гончарить до и после работы. В 7 утра я был в мастерской, крутил до 9, потом ехал на работу, а после, если оставались силы, снова ехал в мастерскую к 20 и гончарил еще пару часов. Через год я накопил на круг и снова ушел с работы. С 2017-го я занимаюсь керамикой профессионально.

Концепция проекта

Мне всегда нравилась простая посуда, никогда не понимал эти листочки и веточки, отпечатанные на тарелках. Для меня чем проще, тем лучше. Я стремлюсь делать посуду, которая будет интересна сама по себе: своей формой, материалом, цветом, тактильным ощущением. Она приятно отличается от фабричной посуды, и для этого ей не нужны дополнительные украшательства. Если в двух словах: посуда, которой достаточно.

Вдохновение

Для себя я очень условно выделяю две, скажем так, “школы” керамики: Восток — Корея и Япония с их традиционными практиками, и Запад — Европа и Северная Америка с промышленным производством.

Могу бесконечно смотреть, как корейцы крутят боулы в бессчетном количестве, или большие лунные вазы (moon jar), а японцы отминают и вырезают свои тарелки причудливых форм и размеров. Запад привлекает в первую очередь своим утилитарным подходом (простые формы и цвета) и производственными процессами.

Самое захватывающее в процессе появления керамических изделий

Ничто не доставляет мне большего удовольствия, чем два одинаковых изделия — равных размеров, объемов, форм, цветов. Не так важно, как они были сделаны — руками, на круге или станке.

Что для вас — процесс создания изделия?

Новички в керамике часто говорят, что работа за кругом — это медитация. В этом есть большая доля правды — глина требует всего твоего внимания и не простит ошибок, если отвлечься. У более опытных керамистов, конечно, есть возможность подумать о чем-то в процессе — например, как всё быстренько заглазуровать в 8 вечера, или чем платить аренду в этом месяце.

Трудности

Сейчас я всё делаю сам — закупка, производство, ведение аккаунта в инстаграм, общение с клиентами, упаковка и отправка посылок. Многозадачность не способствует продуктивной работе. Чтобы всё успеть и заработать, нужна дисциплина и умение делегировать. Думаю, это будут главные вызовы для меня в этом году.

Согласны ли вы с тем, что люди стали обращать внимание на керамику ручной работы, предпочитая ее массовым фабричным изделиям? Как думаете, с чем это связано и что ждёт нишу керамики в ближайшее время?

Я убежден, что ручная работа не конкурирует с заводами. У них разные задачи. Заводская посуда должна служить долго и стоить недорого, а в случае утраты, можно легко и быстро купить такую же. Задача ручной работы — дарить эмоции. Это общий тренд на ручную работу и когда-нибудь он должен пойти на спад. Тем не менее у нас, как мне кажется, керамика находится еще в зачаточном состоянии, есть куда расти. Очень много керамистов в столицах, но в регионах керамика по-прежнему развита слабо.

Планы проекта

Хочу сделать коллаборацию с классными художниками. Мечтаю наладить процесс так, чтобы максимально делегировать задачи. Есть много людей, гораздо более опытных и талантливых чем я. Если удастся их всех увлечь для реализации чего-то крутого, я буду счастлив.

ТИШЬ

Бэкграунд

Мы пришли к керамике с Никитой почти одновременно, хотя я мечтала об этом сильно давно на тот момент. Я получала второе высшее образование, художественное, когда вдруг стала натыкаться в интернете на керамику ручной работы, тогда она только-только начинала набирать популярность в России, я стала всюду искать ее: на выставках, у друзей в коридорах Строгановки, в интернете, на youtube и vimeo, в журналах. И вдруг поняла, что необязательно же идти на третье высшее, можно же найти какие-то курсы. Тогда эта мысль прям поразила, и она в то время вовсе не висела в воздухе, обучающих студий было совсем немного. Я с трудом отыскала место, куда захотелось пойти учиться, описание курса было многообещающе: лепка из глины японской керамики, то есть практические знания должны были бы, по идее, сразу быть дополненными теорией о японской керамике и технологии ее изготовления — звучало всё это фантастически. Я стала показывать Никите всю эту информацию и делиться постоянно тем, что так вдохновляло меня, в итоге он, не имея никакой связи с художественным образованием, так вдруг заинтересовался этим всем и спросил, а может ли и он где-то поучиться керамике. И мы нашли ему гончарные курсы. После первого же занятия он позвонил мне и сказал:

-Привет. Ну всё, я – гончар!

А я пошла учиться лепить, создала там свою первую вазу, о японской керамике ничего на курсах не узнала, но интерес от этого только продолжил расти. Я поняла, что за 9 занятий ну невозможно ничему как следует научиться, а вот успеть втянуться можно очень сильно. Уже через пару месяцев мы накупили глины, какие-то инструменты и с помощью золотых рук моего свекра сделали небольшой гончарный круг, поставили все это дома в пустующей комнате и засели учиться керамике дальше самостоятельно. Впереди было очень и очень много испытаний, лишних трат. Но разве влюбленные думают об этом? Кажется, у нас просто не было другого пути. Мы всё время хоть понемногу, но развивались, не имея при этом материальной помощи со стороны или собственных накоплений. Просто иного пути уже не видели для себя, кроме как беречь и растить наше маленькое семейное дело.

Концепция проекта

Это довольно больной вопрос, если честно. Я всегда мечтала, чтобы глядя на нашу керамику, сразу могла ответить на него. Чтобы видела его, этот стиль. Но мы так много и так часто отвлекались по разным причинам от его поиска, от какой-то целостности, что, пожалуй, только в последний год, уже седьмой в керамике, смогли что-то такое нащупать. Хочется верить, что у нас сдержанный минималистичный стиль о любви к природе. От этого в своей керамике сейчас мы оставляем только максимально природные цвета и даже названия новых серий говорят об этом: «иней», «полынь»… Мы очень любим дерево и пытаемся добавлять его к своим изделиям: деревянные ручки у турок, ореховые ложки для кофейных банок и др. В своей концепции этот стиль призван отражать гармонию и баланс с природой среди интерьера наших домов и квартир, где часто слишком много визуального шума.

Вдохновение

Однозначно вдохновляет природа и какая-то бесконечная человеческая потребность в ней. Чем дольше мы живем в ритме больших городов с их сумасшедшей суетой, тем больше хочется окружить себя уравновешивающими вещами, а это, по моему мнению, всегда в первую очередь какой-то ручной труд от небольших мастерских.

Не так давно мы сменили название мастерской на ТИШЬ, что, думаю, передает основную мысль всего нашего творчества — такую тягу к тишине, гармонии, к природе. Хочется, чтобы, например, ощущая некоторую шершавость не покрытой глазурью глины снаружи кружки или теплоту деревянной ручки у турки, вы на мгновение оказались где-то у костра, в лесу, рядом с друзьями и душевными разговорами, как-то замедлились и выдохнули.

Самое захватывающее в процессе появления керамических изделий

Пожалуй, с самого первого знакомства с глиной и до сих пор больше всего захватывает дух от ощущения себя творцом, когда из комка глины постепенно, шаг за шагом, мы создаем своими руками законченный объект. Когда, например, Никита сгончарил, обточил и собрал на гончарном круге чайник, я прихожу в мастерскую сделать легкий декор для него: вырезать небольшой узор, то от соприкосновения с этим объектом, ещё сколько-то часов назад бывшим просто бесформенным куском глины, рождается снова и снова это невероятное чувство от возможности творить, создавать и рождать на свет что-то новое. И это, к слову, большая ответственность.

Что для вас — процесс создания изделия?

В основном, все этапы создания изделий для нас похожи на особый вид медитации, как бы не избито это звучало, потому что всё это требует огромной концентрации. Я часто люблю работать в тишине или с максимально не требующей вовлеченности музыкой. Не хочется в керамике ничего делать на автомате, хочется погружаться в работу с головой. Когда Никита работает за гончарным кругом, то частенько на фоне играет японская флейта, в мастерской он зажигает благовония, и всё это как-то способствует той самой концентрации, которую требует к себе глина.

Трудности

Думаю, основные трудности связаны часто с тем, что помимо создания керамики, делать надо много, очень много всего другого. У нас были небольшие периоды делегирования обязанностей, но сейчас мы в том же составе (я и Никита), что и были в начале, а это значит, что делаем мы сами всё: создаем керамику, фотографируем её, ведем соц. сети, продаем, общаемся с покупателями, упаковываем, отправляем, поддерживаем порядок в мастерской, заказываем материалы, готовим глину к работе и всё по новой.

У разных мастеров, конечно, разные пути развития своего дела, но у таких небольших мастерских, как наша, семейная, часто все же все сложности сходятся к тому, что на саму керамику остается очень мало времени.

Надеюсь, однажды мы придумаем, как решить эти проблемы, а пока, к сожалению, я чаще сижу с телефоном, чем с глиной. Конечно, бывают и другие сложные нюансы в работе керамиста, с которыми мы тоже сталкиваемся постоянно: неизбежность брака (а это потраченные впустую часы работы), дедлайны с заказами (часто, если речь идет о ресторанах, всё нужно вчера), отсутствие времени на профессиональный рост, развитие и обучение (потому что надо постоянно оплачивать аренду мастерской и зарабатывать прямо сейчас) и другое.

Согласны ли вы с тем, что люди стали обращать внимание на керамику ручной работы, предпочитая ее массовым фабричным изделиям? Как думаете, с чем это связано и что ждёт нишу керамики в ближайшее время?

Конечно, не большинство людей, но определенный процент общества однозначно стал за последнее время уделять внимание не масс-маркету, а вещам от небольших производств и мастерских. Мы и сами вошли в этот процент еще до того, как погрузились в керамику и узнали много прекрасных проектов, когда стали участвовать на фестивалях и маркетах. Я думаю, это связано с накопившейся усталостью от бездушных вещей, которыми мы наполняем свои дома, и на фоне этого даже керамика в масс-маркете сейчас становится похожа на ту, что сделана вручную. Сложно объяснить, но когда-то давно, поставив на кухне первую глиняную кружку с не очень ровным рисунком (подарок подруги), я ощутила ее настоящую живость на фоне других, вроде бы красивых и аккуратных кружек из магазина. И после такого чувства хочется больше и больше покупать только те вещи, которые вызывают такой отклик в душе. Думаю, в ближайшее время популярность керамики ручной работы будет только расти, но при этом запрос на её качество от покупателей тоже. И, безусловно, на качество её подачи в интернете. К слову, я уже не куплю глиняную кружку просто потому, что она ручной работы и точно оживит мой дом, я выберу именно качественную красивую вещь именно в той мастерской, за которой давно наблюдаю и чья эстетика мне близка.

Планы проекта

Очень хочется в ближайшее время, наконец нащупав наши цвета, формы, стиль, двигаться в этом направлении, обретая целостность нашего творчества, узнаваемость его среди многих других керамистов. Хочется развить несколько намеченных серий, увеличив производительность, чтобы, проще говоря, у нас появился сайт, где всегда в наличии будут разные предметы из разных серий, и покупатель, как прийдя в икею, всегда сможет докупить в свой сервиз из такой-то серии такую-то вещь.

Вдохновляющие проекты

Tri lukne
Instagram: @tri_lukne

Wu Wei Cheng
Instagram: @wu__wei__cheng

Плейлист для работы

Часто это – тишина. Но бывает японская флейта, зарубежный джаз и плейлисты от Ветра. Нет одного любимого плейлиста.

Два любимых места в городе

Мы полтора года назад сменили Москву на Сочи и вот в январе 2021 возвращаемся назад, но с Москвой всё сложно, а в Сочи — это однозначно Имеретинская набережная и Роза Хутор, ну то есть любое там кафе с видом на горы.

НЕЖНО

Бэкграунд

Я всегда знала, что хочу создавать что-то своими руками. Оставалось только понять, что именно. Перепробовав очень многое – от флористики до создания бренда одежды, я пришла к керамике. Случайно побывала на мастер-классе, потом прошла обучающий курс, немного лепила для себя, отвлекаясь от основной работы. У меня не было цели сразу создавать проект. Просто хотелось лепить из глины. Мой рост происходил очень естественно и плавно. Даже мастерская так же нашлась: знакомая переезжала и ее пространство освободилось.

Концепция проекта

Название проекта неплохо его описывает – «Нежно». Это чувственные плавные формы. Простота без излишеств. Спокойствие. Мы практически не делаем посуду, а больше предметы интерьера и арт-объекты. И мне важно, чтобы наши работы привносили в интерьер дома чувство покоя и внутреннего доверия. Мне ближе беспредметные, абстрактные формы – как продолжение и преображение форм природных.

Вдохновение

У меня вдохновение появляется только если я в ресурсе и выделяю себе свободное время. Тогда я могу увидеть что-то ценное для себя в любой ерунде – буду вертеть какую-нибудь ленточку в руках и придумаю вазу-ленту. Для меня не очень подходит формат – «много работай и вдохновение придет во время работы».

Мне необходимо делать паузы, освобождать себя периодически от рутины, тогда начинаю смотреть на любые привычные вещи под другим углом. Еще я много времени провожу рассматривая разные интерьеры. И представляю какие объекты я бы там разместила.

Самое захватывающее в процессе появления керамических изделий

Для меня наибольшее удовольствие – это процесс поиска формы. Обычно, я сначала много рисую, леплю миниатюры и после перехожу к большому формату. Но бывает лепишь без какого-либо замысла и форма сама рождается в процессе. Мои любимые работы получились именно так, спонтанно.

Что для вас — процесс создания изделия?

Обожаю, когда получается отбросить все лишние мысли, не думая о каких-то ежедневных задачах, работать в потоке. Я люблю оставаться одна в моменты работы над сложными объектами, чтобы не отвлекаться на разговоры и быть полностью в процессе. Поэтому, кстати, мне в творческом плане пошла на пользу изоляция в карантин.

Трудности

Их множество. Обычно они связаны с особенностями материала – в процессе создания изделий может быть брак на любом этапе. Ну и даже когда все готово, все не так гладко. Я вот до сих пор не нашла идеальный способ отправления изделий, особенно заграницу, керамика слишком хрупкий материал и не всегда переживает доставку. Мне кажется, у всех керамистов рано или поздно становятся железными нервы, иначе сложно смириться с нашей спецификой работы.

Согласны ли вы с тем, что люди стали обращать внимание на керамику ручной работы, предпочитая ее массовым фабричным изделиям? Как думаете, с чем это связано и что ждёт нишу керамики в ближайшее время?

Конечно, это видно даже по тому как масс-маркет типа H&M выпускает серийную керамику под видом крафтовых изделий. Очевидно, это тренд.

И часть более глобального тренда, который мне очень нравится – фокуса на комфортном и красивом жилье. Карантин тоже этому способствовал – многие тогда начали делать ремонт, избавлялись от ненужного и покупали красивые предметы интерьера. В керамике уже сейчас огромная конкуренция и покупателя уже не удивишь одним лишь фактом, что это ручная работа. У людей так же растет уровень насмотренности и требовательность к качеству. И важно, как и в любой другой сфере, отличаться от других, проявляя свою индивидуальность.

Планы проекта

Из ближайших планов – изменение процессов в проекте, чтобы моя команда полноценно занималась основной коллекцией Нежно, а я могла больше времени уделять созданию Арт-объектов. Мне хочется расти как мастер и художник. Планирую сотрудничество с зарубежными галереями.

Вдохновляющие проекты

Ariele Alasko
Instagram: @arielealasko

Плейлист для работы

У меня есть музыкальный сет Нежно, который часто можно услышать в мастерской.

Два любимых места в городе

Любимое место для прогулок – Лапухинский сад. Ну и мастерская Нежно, конечно. Сейчас в целом моя жизнь почти вся проходит на Петроградской стороне, очень люблю этот район.

CHAMOTTE BAKERY

Бэкграунд

Меня зовут Оксана Коренская. Я являюсь основателем и управляющей проектом. Никогда не считала себя творцом и всегда переживала по этому поводу. Вокруг были художники, дизайнеры, фотографы, а я сидела в офисе 5 дней в неделю, организовывая путешествия для компаний по всему миру. Вернувшись из путешествия по Испании, я задумалась о керамике.

Она встречалась там везде — и посуда, и плитка. И думала о том, что это же кто-то делает руками! Меня это вдохновило. И я начала поиски керамистов в Москве, в пинтересте, в инстаграме. Нашла мастерскую и мы с подругой пошли учиться на мини-курс, с которого все началось.

Концепция проекта

Наш стиль глобально за 6 лет не изменился, несмотря на то, что мы постоянно пробуем новое, совершенствуем старое. Мы изначально делали посуду минималистичную, можно сказать, что это скандинавский стиль. Посуда, которая не кричит, никаких ярких цветов. Стиль трансформируется, мы развиваемся и делаем уже более сложные вещи по форме и сложные в исполнении, но по-прежнему наша посуда подчеркивает главное — еду, которая подается на ней. Гармония — когда и посуда, и еда, и в целом эстетика места и человека, как одно целое.

Вдохновение

Движение создает движение. Это мое основное правило. Невозможно придумать что-то одно и больше ничего не делать. Очень важен процесс, исследование. Мы постоянно что-то пробуем и из процесса рождается вдохновение, идея и любопытство «А как еще можно?», «А как по-другому можно сделать?».

Самое захватывающее в процессе появления керамических изделий

Предвкушение. Финальный этап — полностью готовое изделие, которое ты вот-вот достанешь из печи. Когда пройден путь длиною в несколько месяцев от идеи до полной реализации — эскиз, модель, первые отливки формы, доработки, поиск материала, пробники глазурей, графики обжига, бесконечные поиски. И вот оно счастье!

Что для вас — процесс создания изделия?

Процесс создания — это растянутый во времени процесс, в котором участвует команда. Это не работа, условно, художника, который сел писать картину и вот он творит в исступлении вторые сутки. Это технологичный процесс длинною в месяц минимум. Пока мы работаем над новым изделием в параллели мы делаем много рутинной работы. Момент, когда появляется идея — это яркий момент, как вспышка и эта вспышка словно заряжает на весь путь.

Трудности

Здесь надо принять тот факт, что это не простая работа. И если все время двигаться, то все время будут возникать задачи — сложные, невыполнимые на первый взгляд, тупиковые, провалы и прочее. Но это все не сравнимо с результатом. Моментом, когда ты понимаешь, что ты в процессе работы создаешь из ничего, из воздуха. Мысль, которая становится материальной — это чудо и не иначе!

Согласны ли вы с тем, что люди стали обращать внимание на керамику ручной работы, предпочитая ее массовым фабричным изделиям? Как думаете, с чем это связано и что ждёт нишу керамики в ближайшее время?

Есть такая тенденция — людям важна история, важен человек и его энергия. Не нужна просто вещь сама по себе, пустышка. Важна энергия. Вещи сделанные вручную обладают энергией. И люди готовы платить больше, но получать вещь более качественную и живую. Я считаю. что приходит время осознанности и люди будут выбирать частные производства, мастеров, будут выбирать человека, а не машину и корпорацию.

Планы проекта

Мечтаю сделать несколько проектов в рамках Chamotte bakery и Tactiles — облицовка плиткой общественного пространства и камин. Это очень смелые желания!

Вдохновляющие проекты

Как производство, меня вдохновляют американцы Heath ceramics — история создания, ассортимент посуды и плитки, оснащение производства, они сортирую на производстве все и это достойно уважения. Про них снят очень хороший документальный фильм — безумно вдохновляет! Больше я ни за кем не слежу. Периодически мелькают керамисты европейские, американские, но я не запоминаю имен, не слежу. Но я смотрю на свою работу и думаю о том, как еще лучше мы можем сделать свою работу.

Плейлист для работы

Мы часто работаем под разную музыку — и джаз, и хип хоп, и под Монеточку. Но лично я люблю фолк музыку. Уже совсем скоро мы запустим телеграм канал и там обязательно поделимся музыкой.

Два любимых места в городе

Хорошо дома и на природе — в лесу или в горах.