Chamotte Bakery

Российский бренд, имеющий стильную и аутентичную мастерскую, который вывел увлечение керамикой на новый уровень. Veter Magazine поговорил с основателями проекта о совместимости коммерческой выгоды и любви к своему делу, трудностях, с которыми сталкиваются в этой сфере, и о качествах, необходимых каждому керамисту.

Ира, Оксана, расскажите, как появилась мастерская. Почему выбрали именно этот вид ремесла и как вы пришли к идее создания собственного производства?

Началось все с простого увлечения керамикой. В тот момент мы обе искали занятие, хобби, которое позволит выразить себя, реализоваться в творческом плане. Одновременно мы подумали о керамике. Ира побывала на международной выставке для профессионалов ресторанного бизнеса «ПИР», я вернулась из путешествия по Испании, где постоянно встречала небольшие и уютные магазины. Мы много говорили про поиск себя, про совместное творчество, стильную керамику, делились фотографиями работ иностранных проектов, затем, вдохновленные работами европейских керамистов, начали искать курсы в Москве.

После окончания школы надо было где-то продолжать заниматься, мы пробовали лепить дома, но это оказалось очень неудобно: приходилось постоянно возить хрупкие изделия на обжиг, они зачастую ломались, даже не доезжая до печи. Недолго думая, мы решили, что нам необходимо буквально 10-15 кв. метров для совместного творчества, нашли небольшое пространство и начали ремонт, параллельно искали печку. Вся эта затея больше была похожа на авантюру, потому что тогда мы даже не думали, что будем заниматься производством посуды в таких масштабах! С тем помещением так и не сложилась счастливая история: после завершения ремонта владельцы попросили освободить пространство, которое находилось у нас в субаренде. Но остановиться мы уже не могли: буквально за два дня нашли новое место под мастерскую (лучше и больше, чем было!) и  скоро въехали в свой первый дом. 

Это была осень 2014 года. С того момента началась работа: постоянные эксперименты, пробы и ошибки, страх запустить впервые муфельную печь. Мы совершенно не думали о цифрах и о том, будет ли наш проект коммерчески выгодным, просто делали то, что любим. 

Позже последовал первый маркет, на который мы сделали коллекцию посуды из шамота в стиле навахо, затем — первый крупный заказ от кафе, продажи изделий, первый мастер-класс, люди стали возвращаться, чтобы работать самостоятельно в нашем пространстве (тогда мы поняли, что коворкинг у нас уже существует), первая посуда уехала на съёмки для журнала… В это же время мы победили в конкурсе “The Makers” у журнала Seasons и, наверное, незаметно для себя начали расти и развиваться во всех направлениях.

Где вы учились этому ремеслу?

Мы посещали короткие курсы из 4-х занятий в мастерской «Жюль Верн», где попробовали всего по чуть-чуть: ручную лепку и гончарное дело. Позже Ира окончила небольшой курс по работе с шамотом и созданию крупных изделий в «KVN studio». Мы даже представить не могли, что нас настолько захватит этот процесс. Эмоции через край! Практически до слез, но это слезы радости и счастья, конечно! Похоже на преувеличение, но это действительно так! Щелкнуло что-то: «Вот он, тот самый материал, из которого хочется устроить глобальную стройку».

Что важно знать о керамике человеку, который впервые хочет купить посуду ручной работы или попробовать сделать ее самостоятельно? Какие открытия ждут новичков на ваших классах?

Многим кажется, что это простой процесс, что каждый сможет сделать так, как на картинке. Но за красивыми фотографиями стоит очень много сложной работы и опыт. Закупка материала, все этапы производства — все это крайне трудоемко. Работа с керамикой учит терпению и спокойствию. Никогда не знаешь, в какой момент что-то пойдёт не так, ведь есть множество нюансов, которые иногда от нас не зависят: обжиги, качество материала… Поэтому всем: и ученикам, и начинающим керамистам, и тем, кто хочет открыть свою мастерскую, — можно пожелать только терпения и сил! Керамика как будто проверяет, действительно ли ты готов заниматься этим тяжелым  ремеслом. 

Частное керамическое производство — один из приятных трендов последних лет. С чем, как вам кажется, связан такой интерес к керамике? Насколько легко сейчас открыть мастерскую? Просто ли изготовить для себя что-то и возможно ли это в домашних условиях? Или все же без помощи профи не обойтись?

Керамика стала модной, поэтому многие открывают мастерские. Кто-то, как мы, пускается в авантюру, кто-то изначально видит коммерческую выгоду в создании своего производства. У нас есть примеры того, как после наших мастер-классов ребята открывают свои пространства и делают керамику, проводят воркшопы и развиваются. Был и противоположный пример: знакомая загорелась, глядя на нас, организовала быстро мастерскую, но, просуществовав полгода, не понимая куда двигаться, не понимая, что в это дело надо вкладывать очень много сил и любви, продала ее.

Конечно, хорошо, когда рядом есть технолог или человек хоть с каким-то опытом: это позволит быстрее наладить процесс, совершить меньше ошибок. У нас такого человека не было, и не все готовы были делиться своими знаниями. Мы все делали сами методом проб и ошибок. Сначала впадали в отчаяние, расстраивались, когда «горели» заказы (мы открывали печку, а там все закипало и было в предательских пузырях) или когда приходили в мастерскую и видели, что 80% изделий треснули еще до обжига. Плакали и переделывали заказы заново, но мы никогда не сдавались! Сейчас уже проще относимся к проблемам, связанным с производством, выдыхаем и начинаем разбираться. Керамисты старшего поколения говорят, что самые сложные — первые 10 лет в керамике, и, пожалуй, мы с ними согласны. 

Расскажите про свою команду. Какова роль каждой из вас в проекте, как делегируете обязанности? 

В нашей команде кроме нас двоих есть еще несколько человек: постоянные сотрудники и те, кто на фрилансе. Но все абсолютно не случайные люди. Мы все — единомышленники, у нас общие интересы. Например, гончар Денис, который с нами уже два года, пришёл к нам в старую мастерскую, чтобы арендовать круг и учиться. Сейчас проводит мастер-классы и делает для нас посуду, у него есть свой проект под названием nok.ceramics. Есть Ксюша, которая отвечает за ручную лепку. Она делает тарелки, и она — настроение нашего коллектива, в любой ситуации может поддержать и пошутить. Между собой мы смеемся и называем ее «королевой тысячи тарелок», у нее отличная работоспособность! Также есть Настя, которая занимается литьём, помогает с большими заказами. У неё (у единственной, кстати, в команде,) профильное образование. Настя очень многое умеет и знает. Усердная, вдумчивая девушка, и мы очень рады, что она с нами. Юля — администратор и управляющая, человек, без которого мы уже не понимаем, как жили раньше. Многофункциональный сотрудник, который и материалы заказать может, и на письма ответить, и держать под контролем все финансовые вопросы мастерской. Человек, который с самого начала нас поддерживает и в минуты отчаяния придает сил и веры. Даша — это наши глаза. Она много снимает для нас, помогает с полиграфией и отвечает за красоту в пространстве. Даша пришла к нам на мастер-класс весной прошлого года, и случилась взаимная любовь. 

На фрилансе у нас есть девчонки, которые проводят мастер-классы: Оксана (наш экспериментатор и увлеченный керамикой любитель) и Лена, которая отвечает за семейные мероприятия. Умеет и любит работать с детьми. 

Мы проводим авторские мастер-классы совместно с другими керамистами, таким образом в нашем пространстве формируется сообщество единомышленников. Есть ещё один внештатный сотрудник, работа которого не укладывается в рамки ни одной профессии. Мой муж Артём полностью сам все сделал в мастерской: начиная от мебели и заканчивая электрикой и настройкой приборов в печах. Даже не знаем, сколько мы сэкономили денег и нервов благодаря ему.

Между собой мы только недавно начали распределять обязанности, потому что из-за различий в характере и темпераменте у нас лучше получаются разные вещи. Ира отвечает за заказы, общение с клиентами, визуальную сторону нашей работы. Я занимаюсь мастер-классами, планированием, социальными сетями, в частности текстами. Но обе мы продолжаем работать руками, лепим, глазуруем и, конечно, оставляем время на творчество, чтобы придумывать новое.

В чем были самые большие трудности и сложности при запуске проекта? 

Как мы и говорили раньше, изначально это был энтузиазм и просто желание творить. Сложности начались, когда мы приняли решение переехать в более просторную мастерскую и создавать уже коммерческий проект. В старом пространстве стало тесно: оно не вмещало всех любителей керамики, которые приходили к нам на мастер-классы и в коворкинг, и продолжать выполнять всю работу вдвоем было невозможно, поэтому переезд и расширение были абсолютно логичным решением. 

В новом месте начался новый этап развития и возникли новые сложности. Сложно было найти людей — единомышленников, превратить увлечение в коммерчески выгодный проект, научиться делегировать и научиться наконец-то отдыхать, а не работать 24 часа 7 дней в неделю.

В какой-то момент начало казаться, что это утопия. Мы вдвоем делали все: лепили заказы, проводили мастер-классы, ездили за материалами, при этом ещё успевали заниматься всей административной работой, социальными сетями. Сказать, что мы уставали, — это не сказать ничего! И морально, и физически тяжело создавать проект, когда у тебя нет опыта, когда ты больше про творчество, а не про финансовую выгоду, когда просто не хватает рук.

Кто из современных мастеров вдохновляет вас, за чьим творчеством вы следите? 

Все, кто нам нравится, — это иностранные керамисты. Они разные, но всех объединяет стиль: у каждого свой, но у всех очень понятный.

Есть несколько мастеров, которые нас вдохновляют и близки нам по духу. В их работах присутствует все то, что мы любим: узнаваемый почерк, лаконичный дизайн, простота форм, сдержанные и при этом сложные цвета. Это практичная и стильная посуда для жизни. 

Западная керамика в развитии ушла на несколько десятков лет вперед. И нам хочется выйти на международный уровень, чтобы керамика в России процветала, стала более «взрослой», качественной и стильной.

Производство керамической посуды — традиция многих стран. Вы обращаете внимание на посуду и прочие изделия в путешествиях? Какие страны вам кажутся наиболее интересными с точки зрения истории и традиции керамики? 

Сейчас на керамику мы обращаем внимание везде, куда бы ни ехали, в какое бы заведение ни приходили. Изучаем, смотрим. Это своего рода фетиш. Очень хочется в Португалию с ее богатыми традициями в этой сфере, попасть там на производство плитки, не отказались бы посетить на Бали центр Gaya Ceramic с его масштабом и разнообразием в производстве керамики, интересными и сложными формами, было бы здорово поучиться там. Вообще, уже стало правилом во время путешествий отыскивать небольшие мастерские и ходить знакомиться, общаться, обмениваться опытом.

Поговорим о бизнесе. Насколько успешен ваш проект? Вернули ли вы вложенные средства? Что приносит больший доход: производство или мастер-классы?

По большому счёту, наш бизнес начался год назад, когда было принято решение брать кредит на развитие (новое пространство, оборудование) и мы переехали на Электрозавод. Все средства мы пока не вернули: это займёт какое-то время. 

Мастер-классы приносят более стабильный доход. Заказы на производство посуды мы получаем не регулярно, но стремимся к этому. Это всегда интересно: разработать и попробовать что-то новое, но при этом сохранить свой стиль. Дополнительный доход нам приносят маркеты: это всегда знакомства с потенциальными заказчиками и возможность увидеть своего покупателя.

Мы считаем наш проект успешным, у нас есть потенциал и есть амбициозные планы. Даже в моменты, когда устаем и хочется все бросить, мы понимаем, как сильно любим то, что делаем, и не готовы от этого отказаться. Видим для себя только один путь — развитие!

Ваша просторная и светлая мастерская на Электрозаводе появилась совсем недавно, но уже полна прекрасных встреч и стильных проектов. Расскажите о своем «доме» и о планах Chamotte Bakery?

Наш «дом» совсем скоро уже будет обустроен до конца. Вот-вот появится второй этаж, а у нас будет своя мини-мастерская внутри нашего пространства. Будем продолжать активно развивать сообщество единомышленников (любителей стильной керамики), которое постепенно формируется в нашем месте, школу с детскими и взрослыми мастер-классами, работать над дизайном посуды и не только. Хотим запустить серию интерьерных изделий: возможно, это будут вазы, декор, лампы. Сейчас мы активно готовим тематическое путешествие в Барселону. В планах и магазин с небольшим кафе со своей керамикой и посудой других мастеров.

0

Подпишись на рассылку VeterMagazine

каждую неделю мы присылаем невероятно красивую рассылку с дневником «ветра»: наши новости, анонсы мастер-классов, фестивалей и специальные предложения по vetershop